Натюрморт кувшин бокал и фрукты

Картины известных художников натюрморты

Доброе утро, дорогие читатели. Утро традиционно начинается с чашечки чего-то горячего и хорошего завтрака. А чашка кофе с круассаном уже образует натюрморт! Вот так искусство проникает в нашу повседневную жизнь. Сегодня я расскажу и покажу картины известных художников натюрморты.

Что такое натюрморт

Натюрмортом называют все изображения неживых объектов. Или «мертвых» объектов живой природы. Например, дичь или цветы из мертвой природы и стопка книг из классического натюрморта.

Изображение может быть нарисовано, сфотографировано или изображено любым другим способом. Хотя бы на видео. Жанр этот появился в 17 веке, когда и у художников фантазии поубавилось, и искусство стало более доступно широкой публике.

Сложно представить изображение тарелки в Древней Греции, где боготворили человеческое тело, или среди религиозных картин средневековья. Всему свое время, как говорится.

Сейчас это очень популярный жанр живописи и фотографии. Сначала все натюрморты могли быть цветочными или учеными. Цветочные дарили женщинам или вешали в родовых замках.

Ученые — с изображением книг, черепов и любой другой университетской атрибутики, дарились более искушенным мужам. Далее появились сначала картины с посудой, потом с иллюзиями.

В общем, едва появившись, этот жанр тут же стал модным и популярным. А с развитием необычных направлений живописи, например кубизм и постмодернизм, в жанр вдохнули вторую жизнь.

Так появился этот жанр. Теперь давайте посмотрим самые интересные натюрморты знаменитых художников Европы и России. Отдельно рассмотрим современное искусство. Оно тоже заслуживает внимания.

Европейские художники

Пойдем по историчности. Зародился этот жанр в Европе, вот с нее и начнем. Какие художники признаны самыми талантливыми и знаменитыми в рисовании мертвой природы?

Рэйчел Рюйш

Одна из классиков этого жанра. И, да, голландка. Если вы видели когда-нибудь картины голландских художников, то могли восхититься их фотографичностью.

Люди этой национальности прорисовывают каждую трещинку и каждый лепесток, и натюрморты не стали исключением, во всяком случае у Рейчел.

Источник

Натюрморт кувшин бокал и фрукты

что означают натюрморты

— ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;
— крупный цветок в центре композиции — «венец добродетели»;
— осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
— увядший цветок — намек на исчезновение чувства.

фрукты на натюрмортах что означают?

Что означают фрукты на натюрмортах?

— зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
— гранат — символ воскресения, символ целомудрия;
— вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
— земляника — символ праведности и трудолюбия;
— оливка — символ мира;
— лимон – предательство, чувственные наслаждения;
— птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения;
— порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;

Что означает посуда на натюрмортах

Что означает посуда на натюрмортах?

— стекло – символ хрупкости;
— фарфор – чистота;
— ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
— бутылка – символ греха и пьянства;
— разбитая посуда — символ смерти;
— кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере;
— перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность.
— особая категория ванитас — философские натюрморты. На них череп почти обязателен.

череп на натюрмортах - что означает

Что означают предметы на натюрмортах?

— часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
— череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
— колосья пешеницы, плюща или лавра — символы возрождения и круговорота жизни;
— хлеб – символ тела Господа, в сочетании с вином – таинство Евхаристии;
— мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есмь мыльный пузырь»;
— книги и географические карты, писчее перо — символы наук.

Примеры на отдельных натюрмортах известных голландских художниках.

Ambrosius Bosschaert the Elder » Натюрморт с цветами». 1614 год.

Тайные знаки натюрмортов

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.

2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.

3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Jacob van Walscapelle «Натюрморт с цветами и насекомыми»

Натюрморт с цветами и насекомыми

1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак — цветок сна и смерти; гиацинт — знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой — символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.

2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка — это символ воскресения.

3. муха, ползающая по одному из цветов, — символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке — символу добра и эмблеме спасения и воскресения.

4. на вазе изображены два водных божества: справа — Тритон и слева — речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.

Abraham Mignon «Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой», 1670-1675 года.

Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой

Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, — это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне — символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.

Abraham Mignon «Натюрморт». 1665 год.

Натюрморт с описание что означает

1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых — мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.

2. мышь (слева внизу) — символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.

3. колосья пшеницы и гроздья винограда — известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.

4. щегол — символ страстей Господних и символ человеческой души.

5. гнездо в ветвях — отражение библейского текста: » И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих» (Псалмы).

Мария ван Остервейк «Суета сует». 1668 год.

Суета сует

В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное «Vanitas» — «Суета сует», кстати полотна многих живописцев так и назывались «Суета сует».

1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.

2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.

3. мухи — злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.

4. песочные часы — ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.

5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: «Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить». И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.

Ян Давидс де Хем. «Натюрморт с фруктами и лангустом». 1648-49 года.

Натюрморт с фруктами и лангустом

1. гроздья винограда — символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.

2. пустая раковина — символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.

Читайте также:  Корзины для игрушек Икеа в Москве 429 товаров

3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.

Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и «Vanitas», поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных — на первый взгляд — предметах.

Andries Benedetti «Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой», 1646 год.

Натюрморт с фруктами, лангустом, обезьянкой

1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.

2. часы (лежат слева на столе около кубка) — символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.

3. лангуст — воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).

4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении «De Musica» («О музыке») утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога — «основателя всего сущего».

5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград — евхаристический символ) и воскрес (лангуст — символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.

Бальтазар ван дер Аст «Корзина с фруктами», 1632 год.

Корзина с фруктами

1. ящерица, как и мухи, стрекозы — символы зла.

2. бабочка — символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом.

3. гроздья винограда — символы Святого Причастия (евхаристические).

4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.

5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: «Сначала зреет, а потом гниёт», и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.

Juan Sanchez Cotan «Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами», около 1602 года.

Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами

1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.

2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): «Но Ты всё расположил мерою, числом и весом».

Osias Beert «Натюрморт с вишнями и земляникой». 1608 год.

Натюрморт с вишнями и земляникой

1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.

2. хлеб — символ тела Христа (евхаристический смысл).

3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.

4. бабочка — символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом.

5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.

6. земляника отсылает нас к образу рая.

Флорис ван Дейк «Накрытый стол с сыром и фруктами», около 1615 года.

Накрытый стол с сыром и фруктами

1. стакан вина — символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.

2. кисти винограда — евхаристический смысл.

3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.

4. хлеб — символ тела Христа (евхаристический смысл).

5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.

6. орех, согласно Блаженному Августину, — это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха — плоть, скорлупа древесной породы — символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

Источник



Тайные символы на натюрмортах: О чём могут рассказать фрукты, цветы, свечи и другие предметы

Натюрморт относится к произведению искусства, которое изображает группу неодушевлённых, обычно банальных предметов. Традиционно натюрморты также полны скрытой символики—изобразительного языка, который использует обычный объект для передачи более глубокого смысла. Самыми известными примерами натюрмортов являются безукоризненно детализированные и богато символические картины голландского Золотого века. Но тем не менее независимо от периода, натюрморты до сих пор остаются одним из самых популярных жанров в XXI веке, которые привлекают внимание как зрителя, так и критиков. Итак, рассмотрим некоторые предметы, которые обычно встречаются в натюрмортах на протяжении всей истории, и то, что они символизируют.

1. Фрукты

Ваза с фруктами и цветами, Ян Давидс де Хем, первая половина XVII века. \ Фото: amazon.com.

Фрукты — одни из самых распространённых предметов в натюрмортах на протяжении веков. Корзина с фруктами предлагает художнику не только разнообразные цвета и фактуры, но и разнообразные религиозные и мифические символы. Например, в христианстве яблоки означают искушение и знание по отношению к ветхозаветному рассказу о Еве, вкушающей запретный плод в Эдемском саду. Виноград символизирует темы наслаждения и похоти, связанные с Вакхом, римским богом вина. Гранаты ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и царицей подземного мира.

Натюрморт итальянского художника эпохи барокко Караваджо изображает обычную корзину с фруктами, которая драматически выдвинута на передний план композиции с предельным реализмом. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые плоды гниют и поедаются червями, что может тонко раскрыть чувства художника по поводу продолжающейся протестантской реформации и католической контрреформации в Италии.

2. Memento Mori

Натюрморты vanitas, прославленные голландскими и фламандскими художниками XVI-XVII веков, выражают скоротечность жизни и тщетность материализма. Эта традиция также служила оправданием для рисования красивых и дорогих предметов вместо более откровенных нравоучительных сюжетов. Одним из наиболее тяжёлых символов, появляющихся в натюрмортах vanitas — это череп, который является ярким напоминанием о неизбежности смерти. Такой символ называется Memento Mori.

Ранний современный художник Поль Сезанн был известен тем, что экспериментировал с формой, цветом и перспективой в своих натюрмортах. Он начал включать черепа в свои композиции в течение последнего десятилетия своей жизни, возможно, указывая на растущее осознание своей собственной смертности.

3. Свечи

Ещё один общий компонент натюрмортов vanitas – свечи, которые символизируют неизбежность течения времени. Чем дольше они горят, тем меньше их становится, пока ничего не остаётся. Зажжённая свеча символизирует свет, истину и знание. Потухшая свеча символизирует потерю и смерть. В христианстве ярко горящая свеча указывает на веру в Бога или свет Христа. Масляные лампы или другие узнаваемые источники света иногда используются в натюрмортах, чтобы передать те же самые значения.

Постимпрессионистский натюрморт Винсента ван Гога с Библией проще и мрачнее его более известных работ. Ван Гог написал его незадолго до смерти своего отца, который был протестантским священником. На картине изображены потухшая свеча, библия, принадлежавшая его отцу, и современная светская книга. Рядом с двумя соседними книгами свеча может намекать на то, что художник пытался и не смог стать священником, как его отец, или она может относиться к надвигающейся смерти его отца.

4. Цветы

Прекрасный букет цветов в полном цвету может означать жизнь, веру, рост и силу. Увядающие цветы, с другой стороны, служат мрачным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки. Конкретные цветы также имеют более конкретные значения. Например, ядовитый паслён символизирует опасность или обман, маргаритки символизируют невинность, маки символизируют сон или смерть, а красная роза символизирует любовь и обольщение. В контексте христианства красная роза символизирует искупительную кровь, пролитую Иисусом Христом, в то время как белая лилия ассоциируется с чистотой и непорочным зачатием Девы Марии.

Рашель Рюйш была художницей натюрморта голландского Золотого века, получившей мировую известность благодаря своим тщательно продуманным и микроскопически детализированным натюрмортам с цветами. Она нарочно рисовала комбинации цветов, которые, в действительности, не могли все цвести в одно и то же время года. Это происходит потому, что каждый букет Рашель был тщательно разработан, чтобы раскрыть широту знаний, будь то передаваемые в конкретных типах цветов или их состоянии цветения.

Читайте также:  Как Нас Травят Овощами И Фруктами Тот Еще Фрукт

5. Ракушки

Помимо того, что ракушки ассоциируются с женственностью, они могут символизировать рождение и удачу. В христианстве ракушки также символизируют крещение и воскресение. Раковины морских гребешков особенно ассоциируются со Святым Иаковом, одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, и концепцией паломничества. Устрицы были особенно популярны в натюрмортах голландского Золотого века и в то время не считались роскошной пищей. Как и другие раковины, они символизируют рождение и плодородие. Жемчуг является символом чистоты и совершенства. Спрятанная между раковинами устрицы, жемчужина представляет собой скрытое знание и осознание.

Натюрморт Клары Питерс с устрицами и ракушками на переднем плане — одна из многих существующих композиций семнадцатого века для банкетов. Зрители таких картин могли одновременно радоваться изысканности застолья и размышлять над нравственными или религиозными посланиями, которые символизирует каждый пункт меню.

6. Зеркала

В древности считалось, что душа человека содержится в его отражении. Зеркала были включены в различные картины на протяжении всей истории. Они могут представлять либо истину и самоуверенность, либо тщеславие и искажение — разница зависит от того, кто смотрит на их отражение. Разбитое зеркало повсеместно считается дурным предзнаменованием. Для талантливого художника стеклянные предметы и поверхности представляли собой возможность искусно передать сложные визуальные эффекты прозрачности и отражения. Кроме того, поскольку зеркала когда-то были непомерно дорогими для большинства людей, покровители натюрмортов, возможно, хотели показать своё богатство.

Натюрморт Роя Лихтенштейна с зеркалом исследует многовековую традицию через призму поп-арта конца девятнадцатого века. Предметы натюрморта Лихтенштейна, в том числе зеркало и корзина с фруктами, являются традиционными символами, которые зрителям предлагается рассматривать в современном контексте явлений массовой информации и поп-культуры.

7. Насекомые

Насекомые часто интегрируются в натюрморты с цветами и едой, в том числе в картины ванитас. Как группа, насекомые символизируют жадность или разложение, но определённые типы насекомых имеют свои собственные ассоциации. Бабочки символизируют преображение, а в христианстве — воскресение. Стрекозы — это некая противоположность бабочки, символизирующая мирскую жизнь и смерть и часто изображаемая охотящейся на более мелких насекомых. В эпоху раннего Возрождения улитки ассоциировались с непорочным зачатием Девы Марии, поскольку считалось, что улитки размножаются бесполым путём.

В этом голландском натюрморте Золотого века Бальтазара ван дер Аста множество крошечных насекомых появляется по всей композиции. Хотя их включение и размещение может показаться случайностью, на самом деле это очень преднамеренно. Каждое насекомое обращает внимание на надвигающееся гниение плодов и цветов, которое из-за инвазии уже идёт полным ходом. Неизбежность разложения и смерти ещё больше подчёркивается опрокинутой корзиной и зловеще парящей над сценой стрекозой.

8. Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты считались предметами роскоши на протяжении многих веков. Хотя они часто включались в натюрморты, чтобы показать богатство таланта покровителя, музыкальные инструменты также могли нести более глубокий смысл. В общем, музыка представляет собой досуг или праздник. В натюрморте vanitas скрипка может напоминать зрителям о нитях времени и о том, что всё прекрасное должно когда-нибудь кончиться. Оборванные или отсутствующие скрипичные струны могут указывать на разлад или смерть. Флейты издавна ассоциировались с опьянением Вакха, а также с грехами похоти и лени. Изогнутые формы многих инструментов, таких как гитара, параллельны органичным и соблазнительным формам человеческого тела.

Кубистическая мандолина и гитара Пабло Пикассо смело игнорируют большинство условностей натюрморта и его традиционной иконографии. Тем не менее, все же стоит рассмотреть символику струнных инструментов Пикассо — они могут представлять шум современной жизни или быстротечность стремительно развивающегося мира искусства двадцатого века.

9. Мёртвые животные

Картины мёртвых животных стали очень популярным поджанром натюрморта в семнадцатом веке — факт, который часто ставит в тупик зрителей в двадцать первом веке. Во время голландского Золотого века охота для спорта стала менее эксклюзивной для богатых, а международная торговля стала более обильной. В результате натюрморты с очень детализированными охотничьими трофеями и тушами экзотических животных пользовались очень высоким спросом и вписывались в другие итерации традиции vanitas. Когда мёртвые животные изображались рядом с другими продуктами питания, они также могли представлять кулинарные блюда определённого региона или покровителя.

В этом испанском бодегоне начала семнадцатого века Хуан Санчес Котан использует мёртвую дичь, чтобы продемонстрировать противоречивые склонности человечества к мрачному и прекрасному. Такие картины могут также представлять удовольствие и удовлетворение от охоты, очарование добывания товаров или хрупкие отношения между людьми и природой.

10. Серебро и золото

Включение драгоценных металлов в натюрморты может продемонстрировать мастерство художника в точном изображении отражающих текстур или коллекции дорогих предметов мецената. В натюрморте vanitas золотые и серебряные украшения могут усилить напряжение между материализмом и моралью. В религиозных контекстах золото может указывать на то, что что-то является драгоценным, священным или долговечным. Подобно зеркалу, серебро может отражать душу человека по позитивным или негативным причинам. Золотые и серебряные предметы в натюрмортах также могут иметь националистическое значение, либо представляя особенности родины человека, либо демонстрируя его культурный опыт в международной торговле и путешествиях.

Натюрморт эпохи позднего барокко с серебром работы Александра-Франсуа Депорта представляет собой богато детализированную композицию предметов роскоши, принадлежавших владельцу картины. Депорту часто поручали королевские особы и элиты писать декоративные натюрморты своих обширных коллекций предметов, подчёркивая богатство покровителей и явно французский вкус.

Читайте также о том, как художнику Сергею Андрияку удалось «приручить» акварель, создав ряд великолепных многослойных натюрмортов, которые радуют глаз и, вызывая интерес, заставляют взять в руки кисть и начать творить.

Источник

Что означают натюрморты, их тайные знаки?

что означают натюрморты

— ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;
— крупный цветок в центре композиции — «венец добродетели»;
— осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
— увядший цветок — намек на исчезновение чувства.

фрукты на натюрмортах что означают?

Что означают фрукты на натюрмортах?

— зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
— гранат — символ воскресения, символ целомудрия;
— вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
— земляника — символ праведности и трудолюбия;
— оливка — символ мира;
— лимон – предательство, чувственные наслаждения;
— птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения;
— порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;

Что означает посуда на натюрмортах

Что означает посуда на натюрмортах?

— стекло – символ хрупкости;
— фарфор – чистота;
— ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
— бутылка – символ греха и пьянства;
— разбитая посуда — символ смерти;
— кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере;
— перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность.
— особая категория ванитас — философские натюрморты. На них череп почти обязателен.

череп на натюрмортах - что означает

Что означают предметы на натюрмортах?

— часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
— череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
— колосья пешеницы, плюща или лавра — символы возрождения и круговорота жизни;
— хлеб – символ тела Господа, в сочетании с вином – таинство Евхаристии;
— мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есмь мыльный пузырь»;
— книги и географические карты, писчее перо — символы наук.

Читайте также:  Ваза универсальная ROSENBERG 3319

Примеры на отдельных натюрмортах известных голландских художниках.

Ambrosius Bosschaert the Elder » Натюрморт с цветами». 1614 год.

Тайные знаки натюрмортов

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.

2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.

3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Jacob van Walscapelle «Натюрморт с цветами и насекомыми»

Натюрморт с цветами и насекомыми

1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак — цветок сна и смерти; гиацинт — знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой — символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.

2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка — это символ воскресения.

3. муха, ползающая по одному из цветов, — символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке — символу добра и эмблеме спасения и воскресения.

4. на вазе изображены два водных божества: справа — Тритон и слева — речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.

Abraham Mignon «Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой», 1670-1675 года.

Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой

Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, — это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне — символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.

Abraham Mignon «Натюрморт». 1665 год.

Натюрморт с описание что означает

1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых — мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.

2. мышь (слева внизу) — символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.

3. колосья пшеницы и гроздья винограда — известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.

4. щегол — символ страстей Господних и символ человеческой души.

5. гнездо в ветвях — отражение библейского текста: » И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих» (Псалмы).

Мария ван Остервейк «Суета сует». 1668 год.

Суета сует

В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное «Vanitas» — «Суета сует», кстати полотна многих живописцев так и назывались «Суета сует».

1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.

2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.

3. мухи — злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.

4. песочные часы — ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.

5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: «Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить». И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.

Ян Давидс де Хем. «Натюрморт с фруктами и лангустом». 1648-49 года.

Натюрморт с фруктами и лангустом

1. гроздья винограда — символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.

2. пустая раковина — символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.

3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.

Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и «Vanitas», поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных — на первый взгляд — предметах.

Andries Benedetti «Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой», 1646 год.

Натюрморт с фруктами, лангустом, обезьянкой

1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.

2. часы (лежат слева на столе около кубка) — символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.

3. лангуст — воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).

4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении «De Musica» («О музыке») утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога — «основателя всего сущего».

5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград — евхаристический символ) и воскрес (лангуст — символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.

Бальтазар ван дер Аст «Корзина с фруктами», 1632 год.

Корзина с фруктами

1. ящерица, как и мухи, стрекозы — символы зла.

2. бабочка — символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом.

3. гроздья винограда — символы Святого Причастия (евхаристические).

4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.

5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: «Сначала зреет, а потом гниёт», и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.

Juan Sanchez Cotan «Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами», около 1602 года.

Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами

1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.

2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): «Но Ты всё расположил мерою, числом и весом».

Osias Beert «Натюрморт с вишнями и земляникой». 1608 год.

Натюрморт с вишнями и земляникой

1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.

2. хлеб — символ тела Христа (евхаристический смысл).

3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.

4. бабочка — символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом.

5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.

6. земляника отсылает нас к образу рая.

Флорис ван Дейк «Накрытый стол с сыром и фруктами», около 1615 года.

Накрытый стол с сыром и фруктами

1. стакан вина — символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.

2. кисти винограда — евхаристический смысл.

3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.

4. хлеб — символ тела Христа (евхаристический смысл).

5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.

6. орех, согласно Блаженному Августину, — это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха — плоть, скорлупа древесной породы — символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

Источник