В России Леонардо да Винчи любят как родного Очень уж он мужик башковитый и рукастый И картины писал и тан

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Леонардо да Винчи родился в 14б2 году и был внебрачным ребенком нотариуса и крестьянки. Когда мальчику исполнилось 13 лет, отец отправил его во Флоренцию, где тот стал учеником в мастерской скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо. В те времена подобные мастерские представляли собой коммерческое предприятие, объединявшее студию художника, ремесленную мастерскую и магазин. Веррокьо поставил производство произведений искусства на поток. На его маленькой художественной фабрике создавались картины, скульптуры, ювелирные украшения, театральные декорации и многое другое. Несмотря на приземленное отношение к творчеству, Веррокьо по праву считается одним из лучших учителей своего времени. Через его мастерскую прошли Перуджино, Боттичелли, Лоренцо ди Креди, не говоря уже о Леонардо да Винчи. Кстати, существует версия, что моделью для скульптуры “Давид” работы Верроккьо послужил юный Леонардо.

скульптура Давид Верроккьофрагмент скульптуры Давид Верроккьо

Существует предание, что во время своего ученичества Леонардо на пару с приятелем Сандро Ботичелли открыли таверну Le tre rane di Sandro e Leonardo (Три лягушки Сандро и Леонардо). Заведение быстро прогорело, поскольку кухня молодых экспериментаторов от кулинарии не нашла понимания у посетителей.

Пройдя хорошую школу у своего учителя, да Винчи становится независимым художником, открывает в 1477 году во Флоренции собственную студию, а спустя 5 лет отправляется ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца. Сохранилась копия знаменитого «верительного письма», в котором Леонардо уверенно перечисляет свои многочисленные таланты и умения. Тем неожиданней, что при дворе его приняли не как художника или инженера, а как… музыканта. Оказывается, Леонардо блестяще играл на лире (предшественнице скрипки) и был обладателем причудливого серебряного инструмента, созданного по его чертежам.

Чертежи Леонардо да Винчи

При дворе Сфорца Леонардо провел 17 лет, за время которых в полной мере проявились его уникальные способности. Он работал как художник и скульптор, разрабатывал архитектурные проекты и дизайн помещений, изготавливал театральные декорации и эскизы карнавальных костюмов, развлекал гостей герцога игрой на лире и интеллектуальными загадками-пиктограммами.

Биограф художника Паоло Джиовио называет Леонардо «изобретателем и властителем всевозможных утонченных развлечений, в особенности театральных». Так, например, как опытный устроитель торжеств и мастер спецэффектов, Леонардо организовал в 1490 году представление «Paradiso» в честь бракосочетания герцога Гиано Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской. Оно вошло в историю как «бал планет» и принесло Леонардо огромную славу.
«Леонардо представил Рай в виде гигантской полусферы, украшенной изнутри золотом, и разместил в ней большое количество факелов, имитировавших звезды, устроил в ней нишу, которая послужила основанием для семи планет, расположенных в порядке, соответствующем их рангу. За гранью этой полусферы, позади стеклянного диска, озаренного светом факелов, можно было увидеть двенадцать знаков зодиака, являвших собой все великолепие зрелища. (Из воспоминаний Айакопо Тротти)

Средневековая кухня

Помимо прочего Леонардо разрабатывал меню и дизайн блюд для придворных пиров миланского герцога. Часть своей неуемной энергии универсальный гений направлял на обустройство кухни и подсобных помещений. В записных книжках Леонардо да Винчи можно найти советы по кухонной эргономике:
Кухня должна быть удобна для мытья посуды, чтобы ее не приходилось носить через дом… Для удобства кладовая, дровяная печь, кухня, курятник и комната прислуги должны быть смежными… Еда с кухни может быть подана через широкие окна или на столах, которые поворачиваются на шарнирах. Окно кухни должно выходить прямо на склад, из которого можно заносить дрова” . ( Манускрипт Codex Atlanticus)

Занимали Леонардо и кухонные гаджеты . Ему приписывают создание “клеверного автоматического вертела”, который вращался под действием идущих вверх из печи потоков нагретого воздуха, механического устройство для колки кедровых орехов, ручного пресса для чеснока, своеобразной пожарной сигнализации, состоящей из системы распылителей и даже специальной машинки, разрезавшей тесто на узкие полоски — прообраз спагетти и многое другое.

Но главной в его творчестве оставалась живопись. В 1495—1498 годы он создает величайший шедевр эпохи Сфорца – монументальную роспись «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Некоторые искусствоведы считают, что на фреске присутствует и автопортрет художника в образе апостола Фаддея (вторая фигура справа).

Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Традиционно для картин такого содержания, на столе изображены хлеб и вино. Также можно увидеть гранат – символ Вселенской церкви, собирающей души воедино. Рядом с Иудой – опрокинутая солонка, что всегда считалось дурной приметой, и пустая тарелка. Интересные детали были обнаружены после последней масштабной реставрации – блюдо с нарезанной рыбой с дольками апельсина.

фрагмент фрески Тайная вечеря

Считается, что это – угорь. Угри были особенно популярны в Италии эпохи Возрождения из-за своей необычайной живучести. Выловленные из воды, они оставались живыми в течении суток и легко транспортировались в заполненных травой корзинах. Апельсины и другие цитрусовые, как гарнир для различных блюд из рыбы — крик великосветской кулинарной моды того периода. Изображение рыбы на столе не случайно. Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним имени Иисуса Христа, который использовался на заре христианства для зашифровывания имени Христос. Художники эпохи Возрождения в своих картинах широко использовали символику, но в данном случае все может быть значительно проще и художник просто изобразил на фреске свое любимое блюдо. Записные книжки Леонардо заполнены комментариями о стоимости и качестве пищевых продуктов. Среди них можно найти запись о покупке на рынке — «угри, абрикосы и хлеб».

Леонардо да Винчи был вегетарианцем, что для его современников было достаточно странно. Его отличала особая любовь к животным, на чем и базировалось его вегетарианство. Он отвергал мясную пищу, потому что считал несправедливым отнимать жизнь у животных:

…проходя неоднократно по местам, где торгуют птицами, он собственноручно вынимал их из клеток, уплачивая продавцу цену, которую тот назначал, и отпускал их, возвращая им утраченную свободу. Природа настолько во всем ублаготворяла его, что куда бы ни обращал он свою мысль, свой разум и душу, он проявлял везде столько божественности в действиях, что никто не мог сравняться с совершенством его находчивости, живости, доброты, любезности и обаятельности”. (Джорждо Вазари, “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, 1550г.)

Леонардо придерживался принципов здорового образа жизни. Его правила достаточно просты:

Е сли хочешь остаться здоровым, то уделяй внимание следующим правилам: никогда не ешь без аппетита и ешь только то, что легко усваивается.
То, что ты глотаешь, хорошо обслюнявливай, а пищу готовь хорошо и неприхотливо.
За столом сиди прямо и после еды не ложись спать.
С вином обходись заботливо: пей часто, но мало, никогда не вставай из-за стола с пустым желудком” .

.

Кулинарная книгаТрудно сказать, каким блюдам отдавал предпочтение великий художник. В отделе манускриптов Британской библиотеки хранится лист с геометрическими набросками Леонардо, выполненными незадолго до смерти. Геометрические построения неожиданно прерываются словом ”etcetera” («и так далее»), а затем следует пояснение “perche la minestra si fredda” — “потому что суп (minestra) остывает”.
Суп минестра — густая похлебка приготовленная, как правило, из овощей. В домашней библиотеке Леонардо да Винчи хранилась книга “О правильном удовольствии и хорошем здоровье” (”De honesta Voluptate et valetudine”,1480), которая является первой печатной поваренной книгой в истории. В ней можно найти рецепт La Minestra:

В ымой фунт нута в горячей воде. Добавь соль, молотый перец грубого помола, молотую корицу, а затем залей тремя мерами воды и поставь на очаг на медленный огонь. Добавь шалфей, розмарин и, наконец, нарезанные корни петрушки. По готовности добавь масло” .

Минестра и его разновидность минестроне до сих пор являются одним из самых распространенных итальянских блюд. “Минестра” стало универсальным термином, определяющим первое блюдо из овощей, бобовых, макаронных изделий или риса. Минестра – это густой суп, который готовится только на овощном бульоне. В Италии спагетти или ризотто иногда называют minestre asciutte (”сухой суп”).

Читайте также:  Как рисуют овощи краской

Суп минестра с фасолью и макаронами

Ингредиенты и приготовление

суп минестра

  • 300г фасоли
  • 1 средняя луковица
  • 1 средняя морковь
  • 1 стебель сельдерея
  • ¼ стакана оливкового масла
  • ¼ стакана томатного соуса или 2 столовые ложки томатной пасты
  • 4 стакана овощного бульона или более
  • 1 чайная ложка соли
  • ½ чайной ложки молотого перца
  • Тальятелле (лапша) или некрупные макароны
  • 1 неполная столовая ложка нарезанного розмарина
  • тертый сыр пармезан

Отварите фасоль в большом количестве воды до готовности (1-2 часа). Для быстрого приготовления можно использовать консервированную фасоль. Порежьте лук, морковь и сельдерей и обжарьте на оливковом масле около 5 мин. Добавьте томатный соус или пасту и обжарьте еще одну минуту.

Слейте фасоль (или промойте ее при использовании консервированной) и добавьте к овощам. Залейте двумя стаканами овощного бульона и тушите на медленном огне. Подливайте бульон по необходимости.
Влейте оставшийся бульон, добавьте горсть макарон, соль, перец и доведите макароны до готовности.
В конце добавьте розмарин.
Готовый суп разлейте по тарелкам и присыпьте тертым сыром.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 во французском замке Кло-Люсе в почтенном для того времени возрасте 67 лет.

У трата Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи” . (Джорждо Вазари)

Д ля сегодняшних поколений Леонардо является не только выдающимся художником, но и символом человека эпохи Возрождения. Он предстает перед нами как “самый неугомонный и любопытный человек в истории” (Кеннет Кларк).

Приходится только сожалеть, что при таком громадном количестве идей и проектов у величайшего гения человечества было так мало реализованных работ.

Элеанора Фортескью-Брикдейл, ”Предтеча” (1920)

Элеанора Фортескью-Брикдейл, ”Предтеча” (1920)

Источник



Легенда о Леонардо да Винчи

Кухня Леонардо да ВинчиМинестроне с фасольюПечень по-венецианскиСабайон

В России Леонардо да Винчи любят, как родного. Очень уж он мужик башковитый и рукастый. И картины писал, и танки строил, и вертолеты на досуге создавал. Прямо как настоящий русский мужик-самородок

Но вот что интересно — особый интерес к нему возникает примерно раз в двадцать пять лет. В начале шестидесятых годов прошлого века, потом в середине восьмидесятых, а теперь вот и в наши дни. Каждый раз, как в стране начинается очередная антиалкогольная компания, организаторы акции поминают великого художника. Вернее, даже не его творчество, а одну фразу, которую он якобы сказал: «Было вино поглощено пьяницей — и это вино отомстило пропойце». Дескать, Леонардо был противником вина. Так вот этого он не говорил. Среди его сочинений есть басня. Речь в ней идет о том, как муж в подпитии пришел домой и потребовал у жены вина. Покорная супруга принесла последнюю бутылку, имевшуюся в доме. Муж, без всякого уважения к благородному напитку, вылил все в свою утробу. Естественно, вино сочло себя оскорбленным и решило отомстить. Когда пьяница вышел по нужде на двор, вино подкосило ему ноги, и алкаш шлепнулся лицом прямо в кучу дерьма. По-моему, вино поступило справедливо, отомстив за неуважительное отношение. Вот эта симпатичная история, под редактурой борцов с алкоголем, превратилась в глупый афоризм.

Отношения с вином строились у Леонардо достаточно уважительно. Во-первых, он родился в провинции Тоскана, где по сей день за семейным столом ребенка потчуют вином. Кстати, здесь выпускают прекрасное вино, освященное именем да Винчи: Chianti Leonardo (лучшее — 2000 года). Во-вторых, художник сам был владельцем виноградника близ Милана — об этом сказано в его завещании. В-третьих, он давал рекомендации, как пить вино. «Смешивай свое вино с водой и пей понемногу зараз, не делай этого в промежутках между приемами пищи и на пустой желудок». Чувствуется, основано на личном опыте. И последнее — имеющее отношение к нашей кулинарной теме. Среди современников да Винчи был известен не только, как живописец и изобретатель военной техники, но и как оригинальный ресторатор. Правда, он вновь опередил свое время. В 1473 году он стал главным поваром в таверне «Три улитки» во Флоренции. В соответствии с убеждением, что есть надо помалу, подавал очень небольшие порции. Но каждая была так оформлена — заглядишься. Однако клиенты-обжоры опыт не оценили — харчевня стала приносить убытки. Но Леонардо не сдавался. Через несколько лет вместе с другом, тоже великим художником Сандро Боттичелли, открыл собственную ресторацию — «Три лягушки Сандро и Леонардо». К слову, подлинная фамилия Сандро — ди Ванни Филипепи, а Боттичелли — прозвище, означающее «бочоночек». Как уверяют злые языки, именно такой емкостью он измерял выпитое им вино.

Успеха новое предприятие также не принесло. Зато по протекции правителя Флоренции Лоренцо Медичи, художника принял, в качестве личного кулинара, герцог Милана Лодовико Сфорца. И вот тут Леонардо нашел приложение своим талантам. Начать с того, что он применил массу изобретений, облегчающих работу повара. Давилка для чеснока — его рук дело. Посудомоечная машина, механизм для колки орехов, яйцерезка, штопор для левшей — Леонардо, напомню, был левшой. Мясорубка! Разбиравшие рисунки Леонардо исследователи долго считали, что это либо вид оружия, либо машина для пыток. Потом поняли — мясорубка. А еще механическая хлеборезка, вертел с ветряным или водяным двигателем, ножная машинка для сушки салфеток. Да ведь и сами салфетки внедрил в быт да Винчи. «Обычай привязывать кроликов к стульям, чтобы вытирать жирные руки о шерсть животных, кажется мне не соответствующим времени, в котором мы живем, — писал он. — Мне также не нравится обычай вытирать свою ложку об одежду сидящих рядом. Каждому нужно выдавать свой собственный кусок ткани».

Читайте также:  Офтальмолог рассказал какие недорогие продукты полезны для зрения

Понятное дело, не мог мастер обойти своим вниманием непосредственно кулинарию. Доподлинно известно, именно он изобрел длинные тонкие макароны — спагетти. Для их создания понадобилось придумать специальную машинку, секрет которой он берег пуще глаза. Уж как его упрашивал открыть секрет друг и по совместительству французский король Франциск I. А Леонардо в ответ:

— Хочешь, я тебе картину подарю? Ну, вот хоть «Мону Лизу»? На, бери. А машинку для спагетти, извини, не отдам.

И не отдал. Лет тридцать назад в Италии появился сборник рецептов, якобы написанный Леонардо. По легенде, это копия с оригинала, хранящегося в Эрмитаже. Каких-то заумных рецептов там нет. Скажем, бутерброд по рецепту Леонардо да Винчи: между двумя ломтиками груши — тонкий ломтик твердого сыра. Второе блюдо: тушат тонко нарезанное мясо, при подаче на стол сверху укладывают овощи. Как говорят, сам Леонардо очень любил суп минестроне. Рецепт сохранился. Только я о нем рассказывать не буду — в нем не использовалось вино. Я поведаю о другом минестроне, тоже, кстати, тосканского происхождения.

Вообще-то по-итальянски minestrone — это просто густой суп. Точнее, густой овощной суп. В нем три обязательных составляющих. Естественно, овощи. Затем — продукты для загущения. В Италии чаще всего в дело идет лапша, которую предварительно обжаривают. Можете попробовать, но я предлагаю более простой вариант — с фасолью. Третье составляющее — пикантная заправка. Она дает специфический вкус. Для нее используются томатная паста, сметана, тертый сыр, сухие пряности (смесь), свежие зеленые пряные травы. Заправки кладется много — чтобы ложка в тарелке стояла.

Минестроне с фасолью

Замачиваем на ночь стакан фасоли. Варим два часа. Воды должно быть раза в два больше, чем фасоли. На смеси растительного и сливочного масла обжариваем мелко порезанную луковицу. Когда она подрумянится, добавляем порезанные морковку и половину небольшого корня сельдерея. Чуть погодя добавляем в сковороду лук порей (берем только белую часть) и щепотку тимьяна. Заключительная стадия — вливаем полстакана белого сухого вина, доводим до кипения, гасим огонь под сковородой. Теперь нам понадобится капуста — примерно 250 граммов. Леонардо использовал обычную, но с тем же успехом сгодится и цветная. Отправляем капусту и обжарки в кастрюлю с фасолью. Минут через десять добавляем томатную пасту. Сколько — по вкусу, но не меньше четырех-пяти столовых ложек. Увариваем, пока не загустеет. При подаче на стол суп посыпается натертым твердым сыром — лучше всего, пармезаном.

Следующее блюдо, которое хочу вам предложить, отсутствует в справочнике Леонардо, но относится к старинной итальянской кухне.

Печень по-венециански

Три небольшие луковицы нарезаем тонкими кольцами, обжариваем в растительном масле до прозрачности. Добавляем пучок нарезанной петрушки. Замечу, итальянцы используют только листья и режут очень-очень мелко. Обжариваем несколько минут. Потихоньку, небольшими порциями вливаем неполный стакан белого сухого вина. Доводим до кипения. К этой поре у вас уже должна быть готова телячья печень. Ее понадобится примерно полкилограмма. Предварительно моем в холодной воде, удаляем пленку и прожилки, режем на тонкие полоски и сушим бумажными салфетками. Печень отправляется в сковороду с луком и петрушкой. Солим, перчим и тушим на маленьком огне под крышкой пять минут. В качестве гарнира итальянцы нередко используют кукурузную кашу. Но это — на любителя. А на десерт я предлагаю сабайон (Zabaione)

Сабайон

Это нечто среднее между кремом и напитком. Причем, рецептов существует множество — в зависимости от того, какой консистенции и сладости хотите добиться. Мы берем шесть яичных желтков, подсыпаем полстакана сахара, цедру от половины лимона, на кончике ножа корицу и ваниль, растираем и вливаем два стакана столового вина. Итальянцы чаще всего предпочитают Марсалу. Мне же лично больше нравится мадера, хотя она и не очень итальянская. Ставим на огонь и постоянно при варке взбиваем лопаточкой, пока не превратится в густую пену. Сабайон идет как самостоятельный напиток, им заправляют пудинги и отварную цветную капусту. Я им поливаю клубнику. Попробуйте.

В заключение еще пара слов о Леонардо да Винчи. Его добрые взаимоотношения с вином не закончились со смертью мастера. Будете во Франции, посетите королевский замок Амбуаз. В его часовне покоятся останки Леонардо. А неподалеку для туристов проводят дегустацию лучших вин, производимых в долине Луары. Думаю, великий художник и кулинар оценил бы их по достоинству.

Источник

Зачем вегетарианец Лео съел сырую печень бизона

Любите ли вы Леонардо Ди Каприо? Тогда не будем осуждать актера за противоречивые поступки. Тем более, что сегодня – 9 ноября –его день рождения.

Леонардо Ди Каприо никогда не делал публичных заявлений о своей приверженности вегетарианству, но по мнению людей, которые с ним общаются и вне работы, например, актрисы Гвинет Пэлтроу и музыканта Моби, – он самый настоящий вегетарианец. В первую очередь, это связано с мировоззрением Леонардо. Лео активно использует свою известность для борьбы с климатическим кризисом. На церемонии вручения премии Оскар в 2016 году, принимая награду за роль в «Выжившем», актёр заявил: «Изменение климата реально, и оно происходит прямо сейчас. Это самая неотложная угроза для человечества».

Ди Каприо не ограничивается только речами. Леонардо – один из главных инвесторов компании Beyond Meat, производящей растительное мясо. Он также вкладывает деньги в выпуск веганских закусок из нута под брендом Hippeas.

Тем большим шоком для всех стал случай, произошедший на съёмках «Выжившего». Тогда Лео добровольно съел сырую печень бизона. Это странно, ведь для драмы с бюджетом в 135 миллионов долларов было так легко сделать подделку. Ди Каприо признаётся, что реквизиторы действительно создали искусственную печень зубра из желе – более съедобную альтернативу сырому мясу. Но актёр, всегда выкладывающийся на съёмках, стал переживать, что желе – это всего лишь подделка, и в ней нет правды. И тут киногруппа столкнулась сразу с двумя проблемами: им надо было найти настоящую печень бизона и накормить одного из самых ценных голливудских кинозвёзд сырым, потенциально опасным, мясом.

Ди Каприо не скрывает своих ощущений: «Самая плохая часть сырой печени – её оболочка. Это как воздушный шар. Когда её кусаешь, «шар» лопается у тебя во рту». Но жертва была принесена не напрасно! Актёр подтвердил, что Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссёр «Выжившего», в финальную версию фильма включил как раз кадры с сырым мясом и яркой реакцией Леонардо на него. Так что актер сделал это ради искусства и зрителей.

После выхода «Выжившего» прошло время и вот новые откровения. Сразу после выступления Леонардо в Эдинбурге о необходимости сокращении потребления мяса, он был замечен в местном стейк-хаусе. В своей речи Леонардо призывал «уменьшить потребление красного мяса, чтобы помочь окружающей среде». И публично поддержал выход документального фильма «Скотозаговор» (Cowspiracy). В этом шокирующее-спорном фильме утверждается, что мясная, молочная и яичная промышленность наносят больше вреда, чем выхлопные газы. Некоторые журналисты поговаривают, что именно «Скотозаговор» заставил Леонардо отказаться от говядины. А тут такое – стейк! Конечно, это не преступление века, но для многих такое поведение – лицемерие. Ведь стейк в Эдинбурге был не «первым» мясом для Лео. Шеф-повара в разных странах мира периодически проговариваются журналистам. что актёр то съел тажин с бараниной, то с аппетитом пообедал стейком рибай, то в неравной борьбе победил пасту болоньезе.

Читайте также:  10 рецептов салата с говядиной на каждый день просто и сытно

С другой стороны, в мае этого года Моби, тоже заядлый борец за экологию и активист по защите прав животных, рассказал СМИ о настоящем веганском бранче в компании Ди Каприо. Главным блюдом были веганские круассаны, а одной из тем – насколько сильно пчёлы любят цветы розмарина.

Вот такой он – Лео. Человек со своими слабостями и недостатками, противоречивый, талантливый и по-хорошему одержимый идеей спасения мира!

Источник

Леонардо да Винчи и кулинария

Может показаться странным, но выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, гениальный художник, архитектор, математик, изобретатель, музыкант, врачеватель, в первую очередь считал себя искусным поваром.

Сегодня о нем говорили бы еще и как о диетологе и гигиенисте. В своих заметках о застольных нравах тогдашних властителей и придворных Леонардо писал: «Когда гости покидают зал, я вижу беспорядок и разгром, напоминающие поле битвы. Обычай привязывать кроликов к стульям, чтобы вытирать жирные руки о шерсть животных, кажется мне не соответствующим времени, в котором мы живем. Мне также не нравится обычай вытирать свою ложку об одежду сидящих рядом. Каждому нужно выдавать свой собственный кусок ткани, который можно будет убрать, испачкав руками или ложкой, чтобы не уродовать стол». Так, по мнению многих историков кулинарии, и была введена в европейский обиход обыкновенная столовая салфетка или как сказал сам гений «альтернатива грязной скатерти».

Кроме большого количества удивительных блюд для придворного стола, он изобрел механическую хлеборезку и вертел с ветряным двигателем.

Кулинария во времена Леонардо, увы, не была изысканной и разнообразной. Господствовала кухня, привнесенная в Италию готтами: жирная пища, состоящая из огромного количества мяса или птицы, убогой поленты (смесь высушенной на солнце кукурузной муки с водой), изредка с добавлением грубого супа или кашки-размазни. Все блюда обильно приправляли специями или посыпали травами. Еще не было картофеля, томатов и других овощей, завезенных из Нового Света и вошедших в обычное употребление лишь в XVII веке. Вино практически всегда смешивали с водой или медом, бренди использовали только как лекарство и продавали в аптеках. Почти всегда мясо, рыба и птица раздавливали до консистенции паштета, пропускали через сито и смешивали с медом и рисом. Еду подавали на плоском хлебе, который затем съедался.

Подобная кухня по всей видимости не вызывала восторга у Леонардо, а может просто казалось скучной и пресной. Так или иначе он решил ввести в обиход нечто новое. В 1473 году он стал главным поваром в таверне «Три улитки» во Флоренции и начал прививать соотечественникам культуру еды. Хотя во многом это было чистой воды экспериментирование и поиск чего-то нового.

Однако то, что сегодня мы могли бы назвать «новой кухней» (nouvelle cuisine), вызвало у посетителей таверны только вопли протеста. Крошечные порции изысканных деликатесов, образующие красивые композиции, – и это вместо того, к чему они привыкли: огромных тарелок, нагруженных кашей и полудюжиной видов мяса. Эксперимент провалился.

Однако вскоре из-за войн соперничавших флорентийских группировок «Три улитки» сгорели. И Лео вместе со своим другом Боттичелли открыл на том же месте собственное заведение – «Три лягушки Сандро и Леонардо». Тем не менее флорентийское общество было все еще не готово оценить необычные блюда, как бы красиво они ни были оформлены, и Ботичелли с да Винчи прогорели.

От скуки Леонардо изготовил из марципана несколько моделей военных механизмов и отправил их Лоренцо ди Медичи, правителю Флоренции, как раз ведшему военные действия с Папой. Однако Лоренцо решил, что это всего лишь необычные торты, и модели были съедены. Леонардо впал в депрессию. И тогда Лоренцо, возможно, из чувства вины за съеденные модели, дал ему рекомендательное письмо к Людовико Сфорца, правителю Милана. Там-то Леонардо и придумал свои самые интересные гастрономические блюда и приборы.

Попав ко двору сеньора Людовико, Леонардо да Винчи продолжал в свойственной ему манере экспериментировать и выдумывает различные «устройства, сберегающие труд» для использования на кухне. В это же время он начинает вести записные книжки. Самое смешное, что большинство встречающихся там чертежей, которые на протяжении нескольких сотен лет исследователи считали механизмами для военных действий, на самом деле оказались вполне мирными мясорубками, посудомоечными машинами, механическими устройствами для колки орехов. Неугомонный Леонардо изобрел ручной пресс для чеснока, оставшийся практически неизменным до наших дней, ножную машину для сушки салфеток, штопор для левшей, яйцерезку и много других полезных вещей.

Но самое главное его открытие – это изобретение спагетти. Паста как основа итальянской кухни существовала с незапамятных времен. Но это была твердая и очень широкая субстанция, подобная тяжелому куску лазаньи. Леонардо изменил форму пасты, сделав машинку, разрезавшую ее на длинные тонкие полоски, которые после варки превращались в спагетти, или, как их именовал сам мастер, в спаго манжиабиле (съедобные веревки). Интересно, что тогда спагетти не прижились в Италии. Людям казалось, что они похожина какое-то месиво и их просто невозможно есть. Тогда мастер поместил свою машинку в черный ящик и никогда с ней более не расставался.

Даже своему другу, французскому королю Франциску, в замке которого Леонардо обитал в последние годы своей жизни, художник не отдал заветный механизм. Франциск слыл большим почитателем его «съедобных веревок» и уговаривал Лео сделать их национальной французской едой, но по какой-то необъяснимой причине тот отказался. Он подарил Франциску свою «Мону Лизу», и «Святого Иоанна», и многие чертежи и макеты необычных военных механизмов, но бесценный прибор остался у Леонардо до конца его дней.

А когда художник умер и король вскрыл черный ящик, тот оказался абсолютно пустым.

Вернуться == Сообщить об ошибке? == Просмотров: 5877 == Комментариев: 0 Автор: Гeкaтa

Источник